МКОУ ДОД Серафимовичская детская юношеская спортивная школа

Четверг, 16.05.2024, 06:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Что необходимо знать о закономерностях регулярных  занятий физкультурой и спортом.

 

Здоровый ребенок, что может быть важнее для родителей?

«Здравствуйте» говорим мы  друг другу при встрече. Здоровье  делает жизнь по – настоящему прекрасной, а человека истинно счастливым.

Ясно, что забота о настоящем и будущем самых дорогих для вас существ – ваших малышей всегда будет главной заботой, самым большим и ответственным семейным делом, важной составной частью воспитания будущего поколения, активного и полноценного члена общества.

Хотя ценность фактора здоровья никто сомнению не подвергал, найдется еще немало родителей, которые твердо уверены, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от количества пищи, которую он поглощает. Обидные выражения типа «мало каши ел» призваны, по их мнению, стимулировать аппетит ребенка, а  призывы вроде «Съешь еще ложечку борща, будешь как папа здоровый», на прямую призывают к борьбе за здоровье через еду.

такие издержки воспитания вполне объяснимы и  имеют под собой историческую почву. Они связаны, прежде всего с тем, что в  далекие времена добывание пищи и ее поглощение занимали едва ли не самое важное место в жизни наших предков. Однако сам процесс добывания пищи требовал таких физических усилий, что проблема избытка питания не возникала. Не существовало и проблемы недостатка физической активности, или, как ее теперь называют, гипокенезией. Поскольку жизнь человека определялась прежде всего тем, насколько он физически активен, все,  что ему было необходимо для жизни, он добывал нелегким трудом. Но человек был готов к такому труду, природа не обделила его.

Коварство природы, однако, по мнению известного физика Эйнштейна, заключается в том, что она предоставляет человеку возможность овладеть всеми богатствами и преимуществами физической активности лишь путем непрерывного осуществления этой активности. Иными словами, нельзя обрести способность успешно противостоять утомлению, не утомляясь, научиться поднимать тяжести, не поднимая их.

Парадокс  физической активности заключается в том, что в ее жизненной необходимости человек убеждается в достаточно зрелом возрасте, чаще всего после сорока, когда начинает покалывать сердце, появляются боли в пояснице. Предотвратить эти нежелательные отклонения состояния здоровья можно, только занимаясь физкультурой в детском, юношеском возрасте и на третьем десятке жизни, когда будущие пагубные  последствия недостаточной физической активности почти не ощущаются и чаще всего не осознаются.

Между тем, именно в детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека, и, что самое важное, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив ребенка постоянно заботится о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения , можно рассчитывать, что в будущем он останется  верен воспитанной в детстве потребности в движении.  Упущенное в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в более зрелом возрасте.

Однако закладкой фундамента будущего здоровья  не исчерпывается значение физкультурных занятий с ребенком в раннем  возрасте. Огромная роль физической активности в воспитании навыков и умений, обеспечении высокой работоспособности, необходимых ребенку уже в первом десятилетии жизни. Процесс учебы в школе постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и организованный ребенок. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями решают одновременно задачу повышения работоспособности и воспитывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, способствуют выработке внутренней дисциплины и собранности.

Детский сад и школа не могут без помощи семьи решить задачи физического воспитания. Так уроки физкультуры в школе компенсируют лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к  нарушению осанки, избыточному весу, даже заболеваниям сердечно-сосудистой системы у младших школьников.

Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в период акселерации, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется  соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Также диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса. Правильно же организованные занятий физкультурой и закаливание позволяют смягчить отрицательные заболевания и помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Незаменима роль физических упражнений в формировании телосложения человека, особенно в детские годы.  Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания – важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов.  Но физическое воспитание ребенка – непростое и нелегкое дело. Родителям необходимо многое знать и уметь, прежде чем приступать к занятиям со своим ребенком.  Движения человека, как основа  его физической активности, сами по себе достаточно сложны. Непрост и процесс их формирования и совершенствования, процесс обучения  и тренировки.

Для того чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по  ступеням физического развития, необходимо знать основные законы построения и развития движений, основные правила тренировки. Причем не просто понять их суть, но и усвоить, что необходимо учитывать в процессе физического воспитания.

Знание простейших законов биомеханики поможет вам правильно подобрать упражнения и условия их выполнения при воспитании физических качеств и при обучении ребенка новым для него движениям. Знание основных правил регулярных занятий физическими упражнениями поможет определить оптимальный режим физических нагрузок, успешно руководить процессом развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости ребенка, гармоничным физическим совершенствованием. Родителям, заботящимся о физическом воспитании своих детей, важно правильно организовать  режим двигательной активности ребенка, полностью соответствующий его возрастным, половым и индивидуальным особенностям и реальным условиям, в которых осуществляется  занятие.

Важное место в физическом воспитании гигиенические процедуры и закаливание.

Когда ребенок подрастет ему необходимо помочь выбрать наиболее подходящий для него вид спорта, который соответствует его двигательным особенностям.

Регулярные занятия  физическими упражнениями – это организованный  педагогический процесс, позволяющий целенаправленно развивать и совершенствовать двигательные функции. В результате повышаются физические возможности организма, формируется новый, более высокий уровень развития физических качеств, осваиваются новые виды движений.

Специфика регулярных занятий физическими упражнениями заключается в необходимости создания фундамента его физического здоровья. Ее содержание связано с возрастными особенностями растущего организма и обусловлено известными ограничениями физических нагрузок, их интенсивности в занятиях.

Для того чтобы правильно и умело руководить физическими упражнениями  ребенка, необходимо усвоить основные  положения теории тренировки, быть знакомым со средствами, с помощью которых можно целенаправленно развивать различные стороны его двигательных возможностей. Основное правило – нагрузки должны соответствовать текущему состоянию занимающихся и изменяться в соответствии с развитием его двигательной функции. Режим нагрузок должен строиться в соответствии с перспективной программой физического совершенствования ребенка и особенностями его естественного развития.

Способность организма целенаправленно изменять свое состояние и деятельность в ответ на внешние воздействия в соответствии с их характером и силой называется адаптацией.

Адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе регулярных занятий является биологической основой  тренировочного эффекта, главным механизмом, на основе которого он достигается. Замечательное свойство адаптации – точное изменение деятельности организма в соответствии  с силой и характером воздействия на него извне.          

Различают два вида адаптации: срочная и кумулятивная.

Замечательным свойством процесса адаптации является то, что в обоих случаях организм оказывается способным обеспечить максимальное соответствие приспособительных изменений специфике внешних воздействий.

При  регулярном повторении одних и тех же внешних воздействий процесс активного приспособления  к ним, сопровождающийся изменением функциональных возможностей организма и, следовательно, дающий тренировочный эффект, продолжается только определенное время. Затем внешние воздействия перестают быть активными раздражителями. Организм отвечает на  них строго определенной привычной реакцией, их тренирующее значение исчезает, дальнейшего интенсивного развития организма не происходит. Значит необходимо в процессе занятий постоянно повышать физические нагрузки, постоянно предъявлять организму новые требования. Существует два пути интенсификации занятий. Первый – от занятия к занятию повышать нагрузки, второй – изменять характер нагрузок.

Выбор пути изменения воздействий на организм зависит от многих факторов и при решении необходимо максимально учитывать все эти факторы. Необходимо заранее  предусматривать все изменения величины, характера и направленности физических нагрузок, средств и методов тренировки как в одном или серии занятий, так и в течение длительного времени.

Приспособительные изменения, происходящие в организме детей в процессе регулярных занятий, проходят две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии осуществляется процесс приспособления к физическим нагрузкам конкретной направленности, интенсивности и объема. Различные системы организма вырабатывают адекватные реакции на раздражители определенного рода. Во второй стадии адаптации наблюдается устойчивое состояние всех систем, их стабильная деятельность в освоенном воздействии или если величина нагрузок уменьшается, начинается процесс реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к прежнему режиму функционирования.

Для того чтобы поднять тяжесть, побороть соперника, далеко бросить мяч, надо быть сильным. Для того чтобы пробежать значительное расстояние, не испытывая особой усталости, надо быть выносливым. Что же это такое – быть сильным, выносливым, ловким? Чем определяются эти качества, как можно их развивать, улучшить?

Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействие за счет мышечных усилий. Силовые качества находятся в прямой зависимости от мышечной силы и умений ее проявлять.

В результате воздействия на организм нагрузок силового характера в мышцах происходят  адаптивные изменения, которые выражаются как в увеличении числа вовлеченных в работу активизированных мышечных волокон, так и в изменении интенсивности химических реакций в мышцах.

Эффективность упражнений, направленных на развитие силы, во многом зависит от того, в каких режимах будут работать мышцы. Так, сила которая вырабатывается при спрыгивании с высоты, значительно больше той, которая развивается при отталкивании вверх. Максимальные силовые показатели чаще всего проявляются именно в уступающих движениях, при этом, чем быстрее происходит растягивание активных групп мышц, тем большую силу они проявляют.

Сила тяги мышц во многом зависит от положения отдельных звеньев тела человека и всего тела по отношению к опоре. Поэтому, выбирая силовые упражнения для занятий необходимо убедиться, что в них будут работать именно те мышцы, силу которых вы намерены развивать.

Скоростные качества, или быстрота, характеризуются способностью человека быстро совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Скоростные качества могут проявиться в виде скорости выполнения одиночного движения, в виде быстроты выполнения отдельных фраз движения, в виде определенной высокой частоты движений, быстроты реакций. В практике чаще всего встречается комплексное проявление скоростных способностей в целостных движениях.

Быстрота движений зависит, прежде всего, от скорости мышечного напряжения. В свою очередь, обусловлена подвижностью нервных процессов и биохимическими реакциями, происходящими в  мышечных волокнах.

На скорость мышечного сокращения значительно влияет характер силового компонента выполняемого движения. Определенная зависимость скорости и силы движений давно доказана и хорошо изучена.  Суть ее сводится к тому, что чем выше скорость, тем меньше проявляемая сила и наоборот. Поэтому для развития быстроты необходимо подбирать такие снаряды, чтобы ребенок имел возможность выполнить быстрые движения.

Для развития быстроты целесообразнее применять упражнения, в которых движения выполняются с большой скоростью. Поэтому и продолжительностью подобного упражнения для ребенка не должна превышать 5-6 сек. В таком случае оно может быть выполнено с высокой скоростью.

Для того чтобы ребенок не расходовал попусту энергию и не концентрировал внимание на преодолении сложностей движения, упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, движения в них следует довести до автоматизма.

Основное условие развития быстроты заключается в обязательном выполнении упражнений со скоростью, близкой к максимальной. Поэтому целесообразнее упражнения на быстроту выполнять сериями повторений с паузами отдыха почти до полного восстановления. Тогда скорость движений не будет заметно снижаться от повторения к повторению.

В упражнениях на быстроту важно варьировать формы скоростных движений.

В первые годы лучше всего развивать у ребенка быстроту в игровых ситуациях, но по мере того как он будет подрастать, все большее место в развитии этого качества должны занимать классические формулы – повторные нагрузки скоростного характера.

Если разные люди будут выполнять одно и то же двигательное задание, то признаки утомления появятся у них через разные промежутки времени. Такие различия обусловлены разным уровнем выносливости у этих людей. Под выносливостью  понимается способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности, т.е.  противостоять утомлению.

Утомлением называется временное снижение работоспособности, вызванное активной деятельностью. Утомление проявляется как в субъективных ощущениях, так и в объективных изменениях в деятельности физиологических и биомеханических систем, а также в заметных биомеханических сдвигах в организме. Мерой выносливости считается время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность движений.

Развитие выносливости предполагает последовательно выполнение непрерывных нагрузок с заданной интенсивностью. Воспитание этого качества у ребенка имеет существенные особенности, связанные с незавершенностью его развития, незрелостью многих функций организма.

Для развития выносливости  у ребенка лучше всего применять повторные упражнения небольшой интенсивности и разнообразного характера, при строгом контроле за степенью утомления. Полезно при этом выбирать упражнения локального воздействия. Здесь особенно подойдут движения типа велосипедного педалирования, в том числе и само катание на велосипеде. В то же время следует избегать продолжительных нагрузок на еще не окрепшие кости и суставы двигательного аппарата ребенка.

Гибкостью называется способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть активной и пассивной. Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил. Показатели пассивной гибкости, как правило, выше показателей активной. Гибкость у детей развивают, используя специальные упражнения на растягивание мышц и связок. К их числу относятся всевозможные движения, выполняемые с помощью родителей и собственными силами и обеспечивающие растягивание мышц и связок в разных положениях. Большое значение для хорошей проработки мышечно-связочного аппарата имеет изменение направления и амплитуды движений и варьирование исходного положения.

Упражнения на гибкость должны занимать значительное место в занятиях физкультурой, именно в детском возрасте она развивается наиболее успешно.

Важную роль в формировании гармоничного развития ребенка имеет развитие ловкости.

Ловкость характеризуется способностью овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

У детей воспитание ловкости происходит в процессе обучения новым упражнениям, при развитии способностей точно воспринимать пространство и время, соизмерять свои усилия с двигательной задачей, сохранять равновесие.

Полезно предлагать ребенку упражнения в движении из необычных исходных положений, с усложненным ритмом, в неожиданных ситуациях, выполняемых необычным способом и т.д.

Упражнения на ловкость быстро утомляют ребенка, поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления, особенно значительного.

При занятиях с детьми необходимо знать основные педагогические принципы развития и совершенствования физических способностей ребенка.

Принцип сознательности и активности.

Родители должны систематически воспитывать у ребенка интерес к физическим упражнениям. Связанное с ним формирование мотиваций, а также устойчивых стремлений у ребенка к физическим упражнениям – одна из основных задач физического воспитания в семье.

В дальнейшем, придерживаясь этого принципа. родители должны воспитывать у ребенка умение анализировать движения, оценивать свои ощущения, контролировать свое состояние. Все большее место в занятиях будут занимать задания, требующие самостоятельности и творческого подхода к выполнению физических упражнений.

 Принцип систематичности.

Родители должны обеспечить относительную непрерывность процесса физического воспитания. Она обусловлена как уже известными вам закономерностями процесса адаптации к физическим  нагрузкам, так и педагогическими требованиями, связанными с необходимостью повторения упражнений для заучивания. Чтобы реализовать этот принцип, достаточно проводить 2-3 занятия в неделю, не считая зарядки и других дополнительных форм двигательной активности. Для детей младшего возраста рациональнее более часто повторять короткие занятия, проводимые в разных формах. Можно организовывать даже несколько подобных занятий в день. Соблюдение этого принципа требует также определенной последовательности занятий и их взаимосвязи.

Принцип постепенности.

Упражнения для обучения должны подбираться, начиная с простых, постепенно переходя к более сложным. Этим же принципом следует руководствоваться при увеличении объемов и интенсивности нагрузок, усложнения заданий.

Принцип доступности.

Он должен стать основой педагогической стратегии родителей при физическом воспитании детей. Его следует придерживаться при формировании последовательных целей и вытекающих из них конкретных задач, установок, ориентиров для ребенка. Ребенок должен постоянно убеждаться в том, что непосильное сегодня станет доступным завтра, при условии выполнения данных родителями заданий.  Постановка реальных, но достаточно сложных  задач, решение которых требует определенных усилий – важнейшее условие успешности физического воспитания ребенка.

Принцип наглядности.

Родители должны всемерно использовать изначальную предрасположенность ребенка к чувственному воспитанию окружающего мира. Опираясь на обостренную чувствительность можно успешно формировать у него образы движений, их ритмический рисунок, пространственную, силовую и временную  характеристики. В этом помогают картинки, макеты, ритмические песенки, хлопки. При обучении движениям полезно рисовать основные позы или изображать их с помощью игрушек.

Общее правило использования наглядных средств при физическом воспитании детей – они должны быть разнообразными и стимулировать у вашего малыша интерес к занятиям физическими упражнениями.

Использование педагогических принципов при физическом воспитании детей в семье – обязательное условие его успешности. Они принесут большой успех, если будут согласованны в биологическими закономерностями развития физической активности ребенка.